Введение.
Краткая аннотация Программы.
Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.М. Медведевым, говорится: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Решить эти задачи должно обновленное содержание образования, переход к стандартам нового поколения. Новые образовательные стандарты предполагают формирование у школьников не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов. Результатом образования должно стать «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одновременно с внедрением новых образовательных стандартов необходимо выстроить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей Важной задачей также является «совершенствование учительского корпуса», а именно, внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей, привлечение к профессии учителя талантливой молодежи. Должна измениться и школьная инфраструктура. «Нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей». Важным направлением является сохранение и укрепление здоровья школьников. Этим вопросом должны заниматься и учителя. К детям должен быть осуществлен индивидуальный подход в обучении, и это позитивно скажется на их здоровье. Каждое образовательное учреждение должно выполнять этот целый комплекс разносторонних задач. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под новым качеством образования для учащихся вечерней школы. Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявление ее сущностных сил. Потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности – основная задача современной школы. Однако контингент учащихся вечерней школы – в основном дезадаптированная личность: часть ребят либо неспособных усваивать декларируемый объем знаний, либо не вписывающихся в рамки поведенческого стандарта и остающихся «за бортом» нормального образовательного процесса дневной школы с грузом комплексов неполноценности. Они представляют собой балласт для положительных показателей школы и, естественно, каждая школа, исчерпав методы педагогического воздействия, стремится освободиться от этой категории учащихся. Продолжать обучение они приходят в вечернюю (сменную) школу. Учащиеся существенно различаются по возрасту, социальным позициям, учебной мотивации, педагогической запущенности, по имеющимся резервам времени для учебной деятельности и целевым установкам к результатам образовательного процесса. Такой контингент нельзя учить по принципу «всем поровну». Необходимо создать условия для комплексного воздействия на ребенка со стороны медиков, психологов, педагогов и родителей и включения учащихся в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников. Необходимость обеспечения условий для самореализации учащихся приводит к постановке ряда проблем, связанных с обеспечением сущности и назначения вечерней школы, построением содержания образовательного процесса, помимо этого при школе созданы коррекционные группы. Следовательно, коррекционная деятельность школы должна быть пропитана духом гуманитарной, личностно ориентированной педагогики и демократизма. Специальное образование из способа обучения и просвещения, коррекции и реабилитации индивида должно перерасти в способ развития его общекультурного потенциала, формирования в нем образа человека в мире и человечности в себе самом, что невозможно без духовности. Воспитание духовности и национальной идентичности невозможно, если содержание образования не будет отражать национальную культуру и опираться на народные традиции. Поэтому главной целью образовательного процесса должно стать: духовное, интеллектуальное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, воспитание человека, способного к максимальной реализации своих потребностей и потенциальных возможностей в социуме. Для достижения этой цели выдвигаются основные задачи: - создание комфортной педагогической среды для каждого школьника с учетом своеобразия его дефекта и личности в целом; - коррекция основного дефекта на основе развития компенсаторных процессов; - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего его потенциалу и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности, её реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество. Таким образом, коррекционная деятельность школы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся. Она должна удовлетворять разнообразные образовательные запросы детей, а также обеспечивать укрепление их психического, физического, нравственного и экологического здоровья и всестороннее развитие для успешной интеграции в социум и подготовки, по возможности, к получению профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной социализации. Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов. Основная масса учащихся – жители разных районов г. Кяхта – отчисленные из дневных общеобразовательных школ по причинам неуспеваемости и плохой посещаемости. Большинство учащихся из неблагополучных семей, родители которых в социальном плане – рабочие или безработные. Родительский заказ - почти полное отсутствие требований (отсюда низкая мотивация обучения или её полное отсутствие у большей части учащихся). В школе нет медицинского работника, учащиеся обслуживаются участковыми врачами городской поликлиники, что существенно затрудняет анализ состояния их здоровья. 15% - 20% учащихся состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога, некоторые условно осуждены. Огромным минусом является отсутствием профессиональной психологической службы школы. В школе работает достаточно квалифицированный педагогический коллектив, которому присущ позитивный настрой в отношении учащихся, соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса. Педагогический стаж более 15 лет имеют 60% педагогов. При низких академических показателях школа обладает хорошими традициями в воспитательной работе со школьниками. Им предоставляется возможность самореализации в творческих начинаниях, самоуправлении, профориентации. Главными недостатками для нормальной социализации и адаптации является краткосрочность обучения учащихся в вечерней школе, а также очно – заочная форма обучения. Несмотря на это все вышеперечисленные задачи являются основой программы развития школы «Школа – центр нравственного становления и реабилитации». Программа развития МОУ «Кяхтинская вечерняя сменная общеобразовательная школа» на 2011 – 2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Школа должна создать воспитательно-образовательной среду, способствующую формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы: Конвенция о правах ребенка. Закон РФ и РК «Об образовании». Стратегия модернизации содержания общего образования. Национальная образовательная инициати |